31.07.15

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом есть твердую пищу?

Эрготерапевт об обучении кусанию и жеванию во время еды

Источник: Autism Speaks

 

solids

 

Моему ребенку четыре года, и у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Он не ест практически ничего, если не сделать из этого пюре. Он отказывается есть кусочки твердой пищи, если это не сырные шарики, и он не умеет пить из соломинки. Как мне научить его жевать настоящую еду?

На вопрос отвечает эрготерапевт Мойра Пена, которая работает в Сети лечения аутизма организации Autism Speaks, в детской реабилитационой больнице в Торонто.

Спасибо за ваш вопрос. Судя по вашему описанию, у вашего сына есть орально-моторные трудности, которые мешают ему жевать. Сырные шарики, например, не требуют жевания, если он просто позволяет им растаять во рту.

Другие признаки орально-моторных трудностей включают:

— Проблемы с речью (произнесением звуков).

— Повышенное слюноотделение.

— Приоткрытый рот в спокойном состоянии.

— Трудности с задуванием свечей/выдуванием мыльных пузырей.

— Трудности с питьем через соломинку.

— Слишком продолжительное жевание.

— Попытки достать или поместить еду в рот с помощью пальцев.

Многие дети с орально-моторными проблемами не могут инстинктивно научиться жевать твердую пищу. Для того, чтобы понять эти трудности, нужно рассмотреть, какие мышцы участвуют в жевании.

Чтобы правильно разжевать еду, особенно мясо, овощи и фрукты, человек должен использовать то, что мы называем вращательным жеванием. Это движение, во время которого пища перемещается из середины рта к коренным зубам, а затем обратно к середине рта. Кроме того, вращательное жевание требует двигать языком из одной стороны рта в другую. Мы называем этот навык «латерализация языка».

Важность обследования у специалиста

Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.

Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться. Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще.

Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.

Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем. Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.

Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):

Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.

Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.

Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.

Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.

Практика и еще раз практика. Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики. Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.

Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».