16.09.13

Вопрос-ответ. Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное?

Процедура АВА, которая позволяет уменьшить или искоренить нежелательное поведение, заменив его на другое

Источник: I Love ABA

 

autistic_child

 

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это техника ABA (прикладного анализа поведения), которая используется для уменьшения проблематичного поведения. Для специалистов ABA принципиально важно в первую очередь воздействовать на нежелательное поведение с помощью этичных методов, основанных на поощрении. Другими словами, мы не просто хотим, чтобы проблемное поведение прекратилось. Мы задаемся вопросом: «Какому поведению я могу научить ребенка вместо проблемного?»

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это прекрасная техника для искоренения различных поведенческих проблем, таких как агрессия, самостимулирующее поведение, навязчивые интересы или вспышки гнева. Как правило, подкрепление альтернативного поведения сочетается с процедурой гашения, когда нежелательное поведение больше не подкрепляется, то есть не приводит к желательному для ребенка результату. Всем, кто заинтересован в уменьшении или искоренении проблемного поведения у своего ребенка или клиента, важно иметь хотя бы общее представление о дифференциальном подкреплении альтернативного поведения.

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это поощрение или подкрепление альтернативного поведения, выполняющего ту же функцию, и одновременное удержание подкрепления за нежелательное поведение.

Это означает, что происходит угасание нежелательного поведения, и одновременное подкрепление более приемлемого поведения. Вот несколько примеров.

— Проблемное поведение ребенка А состоит в том, что он берет в рот различные несъедобные предметы (игрушки, монеты, пальцы и так далее) для сенсорной стимуляции. Каждый раз, когда ребенок А пытается положить в рот посторонний несъедобный предмет, вы блокируете это поведение и обращаете внимание ребенка на специальную сенсорную игрушку для жевания. Когда ребенок А кладет в рот специальную игрушку для жевания, он получает устную похвалу.

— Проблемное поведение ребенка В состоит в том, что он сбегает из-за стола, чтобы избежать учебных требований. Когда ребенок В пытается встать из-за рабочего стола, вы физически подсказываете ему сесть обратно и даете ему карточку «Мне нужен перерыв». Когда ребенок В отдает вам карточку обратно, вы хвалите его и разрешаете уйти на короткий перерыв.

Возможно, вы заметили два очень важных фактора, которые обязательны для дифференциального подкрепления альтернативного поведения.

1. Вы должны знать, какую функцию выполняет нежелательное поведение. (Также смотрите: «Как определить функцию поведения?»)

2. Вы должны подкреплять альтернативное поведение. (Также смотрите: «Какие выбрать и изменить вид подкрепления?», «Может ли положительное подкрепление не работать?», «Как подкреплять поведение в условиях школьного класса?»)

Недостаточно просто время от времени направлять ребенка к другому поведению. Это не является техникой дифференциального подкрепления альтернативного поведения. Если ребенок жует игрушки и монеты ради сенсорной стимуляции, а вы блокируете это поведение и даете ребенку книгу почитать, то как это удовлетворит его сенсорные потребности? Никак. Скорее всего, ребенок потянет книгу в рот или будет просматривать ее пару секунд, а потом бросит.

Также недостаточно просто перенаправлять ребенка на альтернативное поведение, выполняющее такую же функцию, но не предоставлять при этом никакого подкрепления. Хотя с нашей точки зрения поведение может быть неприемлемым или вредным, для ребенка это поведение работает, с его точки зрения оно является эффективным, достигающим нужного результата.

Для того чтобы обеспечить продолжительные изменения, вы должны подкреплять альтернативное поведение, чтобы сделать его более выгодным, чем неуместное поведение. Вам нужно создать для ребенка мотивацию отдавать предпочтение более приемлемому поведению.

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения включает дифференциальное подкрепление другого поведения и дифференциальное подкрепление несовместимого поведения. Если говорить проще, подкрепление другого поведения означает, что вы предоставляете подкрепление до тех пор, пока ребенок не проявляет проблемного поведения. Подкрепление несовместимого поведения означает, что вы подкрепляете поведение, которое несовместимо с проблемным поведением, или же вы подкрепляете приемлемое поведение, которое невозможно выполнять одновременно с проблемным поведением.

Подкрепление другого поведения бывает сложно осуществить, потому что не всегда можно найти альтернативное поведение, которое бы выполняло точно такую же функцию. Например, при работе с клиентами старшего возраста будет сложно найти функциональный аналог публичной мастурбации. Наилучшая стратегия — внедрить дифференциальное подкрепление несовместимого поведения, а не пытаться состязаться со стимуляцией, которую клиент получает от мастурбации. Таким образом, вы можете начать процедуру гашения публичной мастурбации и подкреплять стимулирующую физическую активность клиента, например, прогулки.

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это прекрасный инструмент АВА, который может привести к очень быстрым и значимым изменениям в поведении. Вот еще несколько примеров его применения из реальной жизни:

— Дифференциальное подкрепление другого поведения. Билли слишком много говорит в классе, привлекая внимание учителя («Эй! Эй, мисс Уолкер, у меня вопрос! Подойдите сюда!»). Мисс Уолкер начала гашение разговоров в классе, и она подкрепляла своим вниманием только те случаи, когда он поднимал руку или тихо подходил к ней, чтобы задать вопрос.

— Дифференциальное подкрепление несовместимого поведения. Во время семейных трапез Шалина бросает свою тарелку на пол, чтобы показать, что она закончила есть. Отец Шалины начал процедуру гашения бросания тарелки и поощряет Шалину отдавать свою тарелку ему и показывать жест «Все».

— Дифференциальное подкрепление другого поведения. Айдан жалуется и плачет каждый раз, когда его АВА-терапист дает ему трудные задания. Терапист начинает процедуру гашения жалоб и плача и предоставляет дополнительные подсказки, чтобы помочь Айдану справиться со сложными задачами. После выполнения задания терапист хвалит Айдана и дает ему «пять», даже если она подсказывала Айдану во время задания.

— Дифференциальное подкрепление несовместимого поведения. У Ника есть навязчивое поведение — чрезмерные разговоры о динозаврах. Каждый раз, когда Ник хочет инициировать социальный контакт, он подходит к другому человеку и начинает монолог о динозаврах. Родители Ника начали процедуру гашения для навязчивых разговоров о динозаврах и стали поощрять Ника каждый раз, когда он начинал разговор с уместных вопросов, например: «Чем ты сегодня занимался?»