01.10.16

Вопрос-ответ. Как избежать лишней патологизации поведения детей с аутизмом?

Часто на детей с аутизмом начинают смотреть только с точки зрения их диагноза. Несколько рекомендаций для более объективного взгляда на их поведение

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Диагноз «аутизм» может быть связан с многочисленными трудностями для ребенка и его семьи. Однако один из самых сложных аспектов аутизма заключается в том, что не всегда можно четко определить, какое поведение связано с аутизмом, а какое типично для детей этого возраста в целом. Все дети иногда плачут, кричат и капризничают. Все дети иногда не слушают взрослых. Все дети время от времени делают что-то опасное.

Когда я думаю о своем собственном детстве, я вспоминаю несколько видов нежелательного поведения: в третьем классе я подстриг сам себе волосы, пока учительница отвернулась, в четвертом классе я разозлился на своего брата и запустил в него будильник, а в седьмом классе я так полюбил книги Агаты Кристи, что часто отказывался выходить из дома и просто сидел в своей комнате и часами читал. И если бы у меня был аутизм, то такое поведение считали бы патологией, а не обычными возрастными проявлениями.

Так как же можно разобраться в поведении вашего ребенка или ученика и понять, когда действительно нужно о нем беспокоиться? Вот несколько вопросов, которые стоит себе задать, прежде чем решить, что это поведение нуждается в коррекции:

1. Это поведение опасно для ребенка или окружающих?

2. Насколько частым и продолжительным является поведение?

3. Насколько это поведение отличается от поведения других детей этого же возраста? Например, если трехлетний ребенок плачет в течение пары минут из-за отсутствия любимой игрушки, то это одно дело, а если он плачет два часа и отказывается от любых других игрушек в течение дня, то совсем другое.

4. Насколько это поведение мешает ребенку учиться?

5. Насколько это поведение мешает ребенку общаться с ровесниками и членами семьи?

6. Это поведение как-то связано с полезными навыками? Например, если ребенок ходит взад и вперед по комнате и трясет руками, то вряд ли можно связать это с полезным навыком. Однако если ребенок собирает вместе кубики Лего, то это можно использовать при обучении. Если это возможно, нужно придумать возможности по расширению этого поведения или его использованию для развития новых навыков.

Ответы на эти вопросы должны помочь вам принять решение о том, нужно ли что-то делать по поводу этого поведения или нет. И мы должны всегда помнить о том, что дети с аутизмом, в первую очередь, просто дети.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».