31.08.13

Вопрос-ответ. Как использовать положительное подкрепление в условиях школьного класса?

Положительное подкрепление — основной подход к коррекции поведения при аутизме, и его могут использовать и школьные учителя детей с особенностями развития

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

teacherpositive

 

Все знают, что положительное подкрепление важно, и все понимают, почему. Независимо от того, работаете ли вы учителем в коррекционном классе или в общеобразовательном, положительное подкрепление — это то, что позволяет увеличить частоту желательного поведения учеников. Положительным подкреплением может быть похвала учителя, жетоны, определенное количество которых можно обменять на награду, конфеты, угощения и так далее. Каждый ребенок индивидуален! Похвала может быть подкреплением для многих детей, но вовсе не для всех! Для некоторых детей похвала не является эффективным поощрением. Что же можно делать в этом случае?

Обусловливание похвалы как подкрепления

Для некоторых деток похвала не является подкреплением. Следует ли просто принять и забыть про нее? Нетушки! Похвала в качестве подкрепления чрезвычайно важна, потому что это естественный и повсеместный вид поощрения! Это подкрепление, которое происходит в реальном мире. Так что если похвала не является подкреплением для ваших детей, то необходимо работать над обусловливанием похвалы в качестве подкрепления. Для этого вы должны постоянно сочетать похвалу с тем, что является подкреплением для данного ребенка. Например, каждый раз, когда вы даете ему конфету, iPad или жетон в качестве награды, одновременно хвалите его! Постепенно вы сможете уменьшать ощутимую награду, пока не будете ограничиваться только похвалой!

В условиях класса, где полно учеников, помнить об идеальном подкреплении для каждого бывает весьма сложно! Я использую для этого заламинированную страницу на стене, рядом с поведенческой документацией, где я могу стирать и отмечать маркером напротив имени каждого ученика, каковы его предпочтения/подкрепления. Таким образом, все, включая учителей, тьюторов и терапевтов в курсе, какое подкрепление лучше всего использовать на данный момент!

Эффективное применение положительного подкрепления для детей всех возрастов

Для того, чтобы использовать устную похвалу как эффективное положительное подкрепление, она должна быть:

Конкретной. Сделайте вашу похвалу максимально эффективной, конкретизировав, кого вы хвалите и за что именно! «Джереми, спасибо, что положил свою домашнюю работу в папку сделанных заданий. Это было просто здорово». Некоторые дети могут не понять, к чему относятся более общие фразы, и ваша попытка положительного подкрепления окажется напрасной!

Незамедлительной. Начинайте хвалить сразу же после желательного поведения!

Частой. Следите за тем, чтобы часто хвалить каждого ученика! Самая распространенная ошибка — слишком редкая похвала! Один раз в день — это слишком мало, продолжайте хвалить все виды желательного поведения, чтобы их сохранить!

Как убедиться, что вы достаточно ЧАСТО применяете положительное подкрепление

Одна из причин того, почему я решила написать эту статью, в том, что я виновна в недостаточно частой похвале. Арестуйте меня! Эх! Я так на себя зла. Но, наверное, принятие — это первый шаг. Мои оправдания: я слишком занята, в классе вечно что-то происходит, дети по потолку ходят, за поведенческими планами не уследишь, тьюторы от рук отбились… Я знаю, просто оправдания. Так что я начала делать осознанные усилия, чтобы гарантировать, что я достаточно хвалю детей.

Сколько похвалы будет достаточно? На этот счет существуют разные теории. Я слышала о 6 положительных фразах в минуту во время работы с одним ребенком. Мне кажется, что это уже чересчур и может привести к речевой перегрузке ребенка. Я также слышала о коэффициенте 4:1 — на каждое негативное замечание должно приходиться четыре случая похвалы. Сами решайте, что вам подходит. Понять, когда положительное подкрепление эффективно, легче легкого — ваше любимое желательное поведение сохраняется и учащается, а не уменьшается!

Полезные советы

— Попросите коллегу или тьютора побыть в роли наблюдателя и отмечать каждый раз, когда вы прибегали к похвале.

— Сами отмечайте вашу похвалу с помощью механического счетчика «кликера».

— Сделайте табличку на листе с именами учеников. Используйте ручки разного цвета для каждого периода дня и отмечайте свою похвалу напротив имени каждого ученика. Таким образом, вы сможете отследить, кого из учеников вы хвалите (а кого не хвалите вовсе), и в какое время дня вы хвалите реже всего (как оказалось, мне трудно дается день). Это позволит вам поставить перед собой конкретные цели, над которыми нужно поработать.

— Поставьте перед собой цель! Моя цель — увеличить похвалу днем на 50%. К тому же именно днем у многих моих детей вылезает негативное поведение… совпадение? Я так не думаю. Увеличьте похвалу за желательное поведение, и это поможет снизить частоту нежелательного поведения.

Дети против учителя — волшебный метод

Не хочу преувеличивать, но этот метод работает как волшебная палочка. Это игра из моего набора уловок АВА для управления поведением в группе. Когда я впервые услышала об этом приеме от профессора в колледже, то он меня нисколько не впечатлил. Казалось, что игра нормальная, и я решила попробовать. Как же я была удивлена!

Есть что-то в комбинации соревнования и последствий для всей группы, что оказывается тем самым, что вам нужно. Мои дети становятся просто воплощенным вниманием, когда я прибегаю к этой уловке. Серьезно. Попробуйте, и дайте знать, что получится!

Когда профессор рассказывал мне про эту игру, она называлась «Вы против меня». Я изменила название на «Дети против учителя», так как это больше соответствовало моему классу.

Как это работает:

— Составьте список правил класса. Мне нравятся правила, которые очень четко определены, и в которых говорится, что именно вы должны делать, а чего вы делать не должны. Когда мы используем эту игру, мы пишем правила на доске. Когда мы только начинали, то ориентировались на общие инструкции для групповой работы. На этой и прошлой неделе я использовала правила, направленные на конкретные виды поведения, например, как быть хорошим другом, и как не досаждать своим друзьям. (У нас были довольно неприятные предподростковые проблемы во время перемен!)

— Когда дети соблюдают правила, они получают очко.

— Когда дети нарушают правила, учитель получает очко.

— По истечению определенного периода времени победитель получает особую привилегию. Если учитель побеждает, то это значит, что дети теряют какое-то развлечение. Когда я начинала эту игру, я пользовалась ощутимыми наградами, такими как дополнительные перерывы или печенье. Теперь моим детям достаточно одной радости от победы. Им особенно нравится, когда я «злюсь», что проиграла. Работа учителя отточила мои актерские навыки!

Полезные советы

— Когда будете играть первые несколько раз, то гарантируйте победу детей! Тогда они быстро увлекутся игрой. Без доступа к победе или поощрению у них не будет желания играть в следующий раз.

— Когда дети следуют правилам класса, убедитесь, что вы каждый раз комментируете, за что именно вы поставили очко. Это поможет подкреплять желаемое поведение, например: «Мне очень понравилось, как Эндрю уступил очередь Грейс».

— Увлекитесь игрой сами, иначе дети не будут увлечены!

Я знаю, звучит слишком просто и слишком хорошо, чтобы быть правдой. Я так тоже думала, пока не убедилась в обратном. Эта игра — просто бомба, ни дать ни взять — волшебная.

Share to Facebook
Share to LiveJournal