08.07.14

Личный опыт. Как добиться нужной реакции от ребенка с аутизмом?

Мама ребенка с аутизмом делится своим опытом того, как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции

Автор: Трейси Ди Витт / Tracy Dee Whitt
Источник: Lovin’ Adoptin’

 

 

Люди с аутизмом умны, но иногда родителям аутичного ребенка трудно это заметить. Когда мы просим наших детей что-то сделать, а они никак не реагируют, то причина не в недостатке ума, а в том, что мозгу аутичного ребенка требуется время, чтобы обработать информацию. Как сказала однажды Темпл Грандин: «Аутичный мозг не воспринимает вербальную и визуальную информацию одновременно».

Когда Иеремия был младше, то я говорила с ним длинными предложениями. Я хотела обращаться с ним так же, как с нашей дочерью, а она прекрасно понимала развернутые предложения. В какой-то момент я осознала, что он не воспринимает то, что я говорю. Так что если мне было нужно, чтобы он что-то сделал, я сокращала предложения до коротких фраз, например: «Выйди из-за стола».

1. Используйте короткие предложения, акцентируя то действие, которое вы ожидаете

Несмотря на перемены к лучшему, у меня все еще были проблемы с тем, чтобы он сделал то, что я ему говорю. Когда Иеремии было три года, к нам на дом ходили логопед и специалист по детскому развитию. Много раз они говорили нам, что дети (не обязательно только дети с аутизмом) слышат только одно или два слова в конце вашего предложения, поэтому они предложили нам говорить «Спускайся» вместо «Немедленно спустись с [то, на что ребенок в данный момент залез]» или «Опусти руки» вместо, например, «Перестань бить по телевизору».
.
Не усложняйте. Когда вы говорите «Перестань бить по телевизору», то ваш ребенок может понять только последнее слово: «Бла-бла-бла телевизору». В то время как если сказать «Опусти руки», то вам будет легче научить его понимать, чего вы от него хотите.

Не обязательно использовать такие короткие фразы во всей вашей коммуникации с ребенком, только в тех случаях, когда вам нужно, чтобы он сделал что-то конкретное. Когда ребенок начал делать то, что вы говорите, вы можете перейти к более длинным предложениям и посмотреть, что получится. Время от времени ребенок может игнорировать вас, испытывать трудности с пониманием речи или может быть неспособен сосредоточиться: в этих случаях вам следует вернуться к фразам из двух слов.

2. Дайте ребенку время, чтобы осознать сказанное

Когда вы просите вашего ребенка что-то сделать, то подождите, чтобы у ребенка было время понять ваши слова. Дайте ему время, чтобы отфильтровать то, что вы говорите. Мы видим, слышим и воспринимаем мир не так, как они, и они могут иметь дело с множеством сенсорных стимулов, которые нейротипичный человек даже не замечает. После того, как вы сказали инструкцию, вы можете МЕДЛЕННО сосчитать в уме до пяти или до десяти и, возможно, именно это было нужно вашему ребенку — больше времени, чтобы понять, что вы сказали.

3. Двигайтесь

Очень важно, чтобы ВАШЕ тело двигалось, когда вы просите ребенка что-то сделать. Когда ваш ребенок бьет кого-то или что-то, трогает то, чего не следует трогать, или лезет на не предназначенный для этого предмет мебели, то недостаточно крикнуть из другого конца комнаты: «Спускайся!» или «Убери руки!», вам нужно двигаться. В противном случае ваш ребенок не воспримет вас серьезно.

Я не говорю, что нужно быть грубой и стоять у ребенка над душой. Просто скажите ребенку, чего вы от него хотите, строгим, но добрым голосом, при этом направьтесь к нему. Если будете стоять на месте и повторять инструкцию снова и снова, то ваш ребенок решит, что ваши слова можно игнорировать и продолжит свое поведение.

4. Используйте подсказку «рука на руке», когда учите вашего ребенка

Для детей с аутизмом часто бывает эффективным обучение с рукой на руке. Этот метод нельзя использовать в качестве постоянного контроля или для того, чтобы «успокоить» стереотипии, когда ребенок хлопает в ладоши, трясет кистями рук и так далее. Я убеждена, что мы должны учитывать мнение аутичных взрослых, многие из которых пострадали от подобного неправильного «обучения».

Если ваш ребенок не понимает, чего вы от него хотите, либо ему трудно следовать устным инструкциям, то скажите инструкцию и тут же мягко положите свои руки на его руки и направьте их. Например, если ребенок слишком грубо обращается с животным, то положите свои руки на его руки и ласково погладьте животное его рукой, говоря: «Гладь осторожно» или «Легче». Всегда следите за тем, чтобы использовать одни и те же слова для одной и той же инструкции.

Вы можете сказать: «Но это не научит моего ребенка хорошим манерам». Вы можете использовать длинные предложения, говорить «пожалуйста» и «спасибо» в других ситуациях с вашим ребенком, но когда вы хотите научить его новым и базовым действиям, то нормально забыть на время о правилах вежливости.

5. Будьте последовательны

Родители аутичных детей знают, как важна последовательность и ежедневная рутина для наших детей, а если нет, то вы только что об этом узнали. 🙂 При обучении вашего ребенка последовательность ЧРЕЗВЫЧАЙНО важна. Невозможно преувеличить ее значение. Если вы будете сдаваться и позволять ребенку не делать то, что вы считаете важным (с учетом его аутизма и сенсорных особенностей), то ваш ребенок вернется к более комфортному для себя образу действий: будет ходить по дому с едой в руке, прыгать на мебели, бить по вещам.

Я по опыту знаю, как важна последовательность в нашем доме, потому что когда мы от нее отклоняемся, Иеремия возвращается к старому поведению. Когда Иеремия болен, он всегда делает шаг назад, так что это вполне предсказуемо. Это объяснимая ситуация, но она лишь подчеркивает необходимость последовательности. Мы устаем, члены семьи заболевают, мы отправляемся в отпуск, распорядок дня нарушается и, в результате, старое поведение всплывает вновь, но если вы постараетесь сохранять последовательность, то вы поможете своему ребенку вернуться к тому, на что он способен.

6. Хвалите за конкретные действия и только искренне

Хвалите своего ребенка за конкретные действия и будьте искренни. Хвалите его, когда он сделал то, что от него требовалось: «Спасибо, ты так хорошо это сделал». Хвалите его даже в те моменты, когда ваш ребенок просто не делает чего-то нежелательного, например, спокойно сидит за столом во время обеда или прыгает на батуте, вместо того, чтобы пытаться убежать со двора. (Убегание не является проблемой само по себе. Аутичные люди воспринимают мир иначе, чем нейротипичные люди, они слышат, видят и чувствуют то, чего мы не замечаем, и попытка убежать может объясняться потребностями ребенка. Однако вам нужно, чтобы ваш ребенок расширял свой опыт, играл и общался, поэтому всегда хвалите его, если он это делает).

Очень часто дети с аутизмом сталкиваются с таким объемом указаний и замечаний, что нам просто необходимо гарантировать, что они знают, когда делают что-то хорошо.

Я не могу говорить за всех родителей детей с аутизмом, но я знаю, как часто и сильно я устаю. Воспитание такого ребенка требует любви, работы, работы и еще большей работы, чтобы помочь ему, и мы с легкостью можем поплыть по течению и проигнорировать поведение ребенка, потому что в этот момент мы сдались. Я знаю, что я больше обращаю внимания на ребенка, когда он устраивает бардак, чем когда он ведет себя хорошо. Мы можем быть так замотаться, что мы начинаем только руководить и забываем сказать ребенку: «Спасибо, что остался внизу» или «Ты так хорошо меня послушался». Я знаю, что мне приходится постоянно напоминать себе не зацикливаться на том, что Иеремия делает плохо, а вместо этого сосредоточиться на том, что он делает хорошо.

Как писала Джесс в блоге «Diary of a Mom»: «… Всегда предполагайте компетентность и пытайтесь понять наших детей, ведь верите вы в это или нет, они все воспринимают, запоминают, хранят и осознают в своем собственном темпе».

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»