23.05.15

Вопрос-ответ. Как давать поощрение ребенку с аутизмом?

Практические советы по поощрению при обучении ребенка с аутизмом

Источник: ABA Therapists

 

Auditory-Verbal-Therapy

 

Для предоставления поощрения нужно быть быстрым, энергичным и всегда готовым вручить особую игрушку или похвалить ребенка за самостоятельный успех. Вот несколько правил о том, как наиболее эффективно предоставлять ребенку поощрение.

— Всегда объединяйте игрушки или лакомства с социальным поощрением, например, похвалой. Этот метод позволяет научить ребенка ценить похвалу и по мере его взросления все реже использовать еду и игрушки в качестве поощрения.

— Лучше всего иметь при себе сумку или мешок с поощрениями для занятий. Таким образом можно избежать «нормальных» поощрений, которые уже присутствуют в повседневной жизни ребенка. Для каждого занятия поощрения нужно менять, чтобы ребенок гадал, что же будет в сумке терапевта сегодня.

— Всегда помните о необходимости следовать принципу Премака во время занятий. Согласно этому принципу, ребенок скорее будет делать что-то менее желательное, если за этим последует нечто более желательное. В результате, более желательное занятие станет поощрением. Если желательное занятие может наступить только после нежелательного занятия, ребенок скорее займется нежелательным занятием.

Презентация и вручение поощрения

Презентация. Терапевт может использовать маленькие пакетики для подарков, коробочки, шуршащую обертку для поощрений. Можно отдельно упаковать каждое поощрение для дополнительного веселья. Подобная презентация может увеличить значимость поощрения и мотивацию работать для его получения.

Вручение. Во время вручения поощрения рекомендуется вести себя следующим образом:

— Быть на одном уровне глаз с ребенком (другими словами, ребенок не должен смотреть на вас снизу вверх, вы должны смотреть друг на друга напрямую).

— Проявлять искреннюю радость.

— Не говорить слишком громко или монотонно (убедитесь, что когда вы вручаете поощрение, тон вашего голоса значительно отличается от любых других последствий, например, слова «нет»).

— Никогда не забывайте поощрять ребенка просто за то, что он спокойно сидит на занятии, следует инструкциям, не демонстрирует нежелательного поведения.

— Используйте только то поощрение, которое подходит возрасту и уровню развития ребенка (например, будет неуместно щекотать 11-летнего ребенка, равно как и использовать длинную словесную похвалу с ребенком, который не различает слова на слух).

Очень важно научиться быть чувствительным к особенностям ребенка. Если вам кажется, что ребенок не проявляет явного удовольствия в ответ на поощрение, то необходимо сменить его или провести программу оценки потенциальных поощрений. Или, например, если ребенок очень активен, то мягкие и успокаивающие поощрения, могут помочь ему быть спокойнее и лучше учиться.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»