29.10.13

Личный опыт. Исцеление от травли в школе

Как человек с расстройством аутистического спектра может преодолеть психологические последствия травли

Автор: Джули Доннелл / Julie Donnelly
Источник: Autism Society of America

 

Helping hands

 

За последние несколько лет СМИ все чаще и чаще начали писать о травле. Многие семьи сталкиваются со своими трагедиями, связанными с травлей, и наша семья не стала исключением. Мой сын, Жан-Поль Бови, подвергался ужасной травле в школе. Он ходил в сельскую школу, где считали, что «мальчишки есть мальчишки», и им просто нужно постоять за себя и быть жестче, мол, в жизни это им пригодится. К сожалению, Жан-Поль был маленьким ребенком, который все время витал в облаках. Все начальные классы он был полностью погружен в свои интересы и не осознавал, насколько он отличается от других, пока в шестом классе ему не сообщили об этом с помощью издевательств. Он старался игнорировать тех, кто его задевал, он старался давать сдачи. Он плакал и умолял, но они продолжали вербальные и физические издевки. Худшие формы травли прекратились в старших классах, но ущерб уже был нанесен. От его самооценки ничего не осталось. В течение года Жан-Поль говорил о самоубийстве, и он стыдился, что ему не хватает смелости совершить его. Травля закончилась, но процесс исцеления от ее последствий только начался.

Всю мою взрослую жизнь я работала с людьми с аутизмом. Хотя у меня докторская степень по педагогике, я начала консультировать людей в спектре аутизма, потому что в этом была необходимость. Благодаря опыту моего сына, моей работе консультантом и историям моих друзей с аутизмом, я разработала следующие рекомендации, которые могут помочь в исцелении от травли.

1. Найдите психолога-консультанта или семейного психотерапевта

Очень важно, чтобы человек с аутизмом понимал — консультирование нужно не потому, что это с ним что-то не так. Жизнь трудна, и иногда полезно иметь человека, с которым вам безопасно поговорить. Самое сложное — это поиск подходящего консультанта. Желательно, чтобы он обладал пониманием аутизма. Вам не нужен психолог, который попытается заставить его описывать свои чувства, которых он не понимает, или будет обвинять его в отсутствии эмпатии. Тем не менее, для каждого человека есть подходящий специалист, и пары сессий обычно достаточно, чтобы понять, подходит ли этот консультант, либо нужно искать другого.

Жан-Полю помогло групповое консультирование. Он был поражен тем, что и у других людей были серьезные проблемы, и ему придала уверенности возможность поддерживать и помогать другим участникам группы.

Семейный психотерапевт рассматривает всех членов семьи как части единой интерактивной системы. Он может улучшить коммуникацию внутри семьи и поможет вам лучше работать вместе, чтобы поддерживать друг друга в сложный период.

2. Определите и развивайте сильные стороны и интересы

Мой сын знал свои слабые и сильные стороны. Возможности проявить себя с сильной стороны помогали ему забыть о тех, кто над ним смеялся. Его феноменальная память помогла ему победить в исторической олимпиаде, что повысило его статус как ученика. Учителя изменили кое-какие правила, чтобы он стал почетным учеником, кроме того, он использовал свою способность запоминать рок-музыку, чтобы стать вокалистом одной группы.

Очень полезно найти клубы или группы, где другие люди будут разделять интересы человека. Если это невозможно в вашем городе, то, возможно, вы найдете их в Интернете. Желательно найти себе наставника в данной области.

Хорошая возможность почувствовать себя уверенным и компетентным человеком — это работа. Поначалу работа не обязательно должна быть оплачиваемой, это может быть работа в качестве волонтера.

3. Раскрытие или обсуждение своего диагноза

Многие родители стараются не говорить ребенку, что у его отличий от других людей есть название. Во многих случаях подходящая по возрасту информация об аутизме может значительно уменьшить тревожность ребенка. Жан-Поль говорит: «Я не дефективный нормальный человек. Я абсолютно полноценный человек с аутизмом». Для нас обсуждения вопроса «Что есть я, и что есть мой аутизм?» стали постоянной темой.

4. Поощряйте правильное питание и хороший сон

Вы не можете заставить человека правильно питаться и спать. Но вы можете по возможности поощрять его и помогать ему, потому что это окажет огромную помощь его физическому и психическому здоровью.

5. Общение с природой

В природе есть что-то, исцеляющее само по себе. Я работала с одним молодым человеком, у которого была настолько тяжелая депрессия, что он перестал есть и спать, и его психическое состояние становилось все хуже. Я отвела его на берег реки. Мы немного говорили и просто гуляли. Примерно через час он сказал: «Я проголодался». К тому времени, как мы поели, он начал смеяться, а жизнь его начала налаживаться.

6. Поиск решения проблем

Очень часто, когда на вас наваливается много проблем, то вы застреваете. Важно научиться объективно рассматривать ситуацию и разрабатывать план действий, это изменит и общий взгляд на жизнь. Обучение навыкам решения проблем может изменить человеку всю жизнь. Прекрасные стратегии для поиска решений вы сможете найти в методах когнитивно-поведенческой психотерапии.

7. Определите систему верований

Жан-Поль говорит, что он бы не выжил без веры. Делитесь тем, во что вы верите и поощряйте другого человека найти свой духовный путь. Некоторые считают, что люди с аутизмом не могут понять религию, но мой опыт говорит об обратном. Скорее, люди с аутизмом — это самые глубокие мыслители с собственным пониманием религии.

8. Наслаждение от музыки, танцев и театра

Музыка может быть исцеляющей для нас всех, но каждый выбирает что-то свое. Многие люди с аутизмом очень талантливые певцы или музыканты. Удивительно, но некоторые такие люди могут понять, как действовать в жизни, если научатся играть роль на сцене. Даже если человек не может сам стать исполнителем, он может найти утешение в исполнении других людей.

9. Чтение, рисование и дневник

Есть очень хорошие книги, написанные людьми с аутизмом, в том числе книги людей, переживших травлю. Иногда очень важно знать, что вы не одиноки в своем опыте. Также полезно ведение дневника о своих переживаниях. Некоторые люди не могут писать, но они могут рисовать, либо надиктовать свои мысли на диктофон.

10. Поиск друзей

Одного друга достаточно, чтобы полностью изменить жизнь. Многие люди с аутизмом находят друзей гораздо моложе себя, которые не будут судить их так же, как их сверстники. Иногда, напротив, может помочь человек, который гораздо старше. Идеальный вариант — найти группу общения для людей с аутизмом. Иногда первых настоящих друзей можно найти именно там.

11. Физическая активность

Физические упражнения важны как для физического, так и для психического здоровья. Жан-Поль обожал спорт и знал все факты и статистику. Он хотел принять участие в забеге и решил, что не будет соревноваться, а просто добежит до финиша. Еще он хотел попасть в баскетбольную команду, так что он стал их менеджером, и один год он ходил в костюме тигра и был талисманом.

Некоторые люди могут обрести уверенность в себе благодаря тренировкам в боевых искусствах. Тайцзи и йога позволяют увеличить силу и самоконтроль. Многим нравится езда на велосипеде, борьба или футбол. Такие занятия также могут способствовать развитию отношений. Очень важно, чтобы люди сами выбирали форму физической активности, которая доставляет им удовольствие.

12. Релаксация

Важно позволить своему телу расслабиться. У доктора Джун Гроден есть видео и книга по релаксации, которая учит постепенному расслаблению. Люди с аутизмом могут просто научиться навыкам релаксации, но еще лучше, если они научатся применять эти техники в стрессовых ситуациях. Кроме того может оказаться полезным устройство по биологической обратной связи. Моя семья пользовалась таким устройством, которое реагировало на температуру тела, и когда человек расслаблялся (с помощью техник релаксации и визуализации), устройство стихало, и оно смолкало полностью, когда человек был расслаблен. Жан-Поль его обожал!

13. Присоединитесь к организации, защищающей права людей с аутизмом

Жан-Поль начал выступать с лекциями о своем аутизме, когда ему исполнилось 18 лет. Рассказывая свою историю другим, он улучшил свою самооценку и имидж. Он стал членом попечительских советов таких организаций как местный филиал Общества аутизма Америки, «Люди в первую очередь» и TASH. Он даже был выбран в Комиссию по аутизму при Администрации губернатора. Для Жан-Поля важно, чтобы другим людям с инвалидностью не приходилось страдать так же, как и ему во время травли.

Для моего сына исцеление было продолжительным процессом. Много лет он работал над своими чувствами в связи с травлей и с самим собой. Жан-Полю пришлось научиться быть другим в обществе, которое не ценит других. Это трудная задача, и это то, над чем мы должны работать все вместе, как семья. Мораль этой истории для Жан-Поля в том, что когда окружающие люди вас травмируют, потребуется время, чтобы научиться принимать и любить самого себя. Мораль этой истории для меня, как мамы, в том, что я поняла — исцеление приходит изнутри. Мы можем лишь предложить нашу любовь, поддержку и принятие нашим близким, но работа по исцелению происходит у них внутри, и это очень продолжительный процесс — так что не откладывайте, начинайте уже сегодня.

Ссылки

Cautela J.R. & Groden J. (1996). Relaxation: A Comprehensive Manual for Adults, children and Children with Special Needs. Providence, RI: Groden Center Inc.

Donnelly, J. A. (2005). Respectful Counseling of Individuals on the Autism Spectrum, California Speech and Hearing Association Magazine. 35 (2).

Willson, R. & Branch, R. (2006) Cognitive Behavioural Therapy for Dummies, West Sussex, England: John Wiley & Son, LTD.

Julie Donnelly, Ph.D., an adjunct associate professor for the University of Missouri where she teaches autism classes in their Masters program in autism. She keynotes conferences, gives presentations, consults and publishes internationally. Julie is the mother of Jean-Paul Bovee, who experiences autism.