19.08.13

Вопрос-ответ. Что такое принцип «наименее опасного предположения»?

Чтобы не ограничивать возможности людей с аутизмом искусственно, необходимо оставлять каждому право на «презумпцию компетентности»

Автор: Кейт Агерн / Kate Ahern
Источник: Thinking Person’s Guide to Autism

 

leastdangerousassumption

 

Самые трудные понятия, с которыми мы сталкиваемся в области обучения детей с особыми потребностями, неосязаемы. Одно из самых вредных явлений для наших учеников и, возможно, для нашей целеустремленности как педагогов — это подспудное требование, чтобы они постоянно доказывали свои возможности, компетентность или способность к осознанной коммуникации с помощью языка, альтернативных средств коммуникации или поведения. Мы живем в мире предварительных требований и обязательной отчетности, и это оставляет нам мало пространства для «наименее опасного предположения».

Термин «наименее опасное предположение» был впервые предложен Энн Доннеллан, и затем его прояснили Россетти и Таши (Rossetti and Tashie, 2002). Наименее опасное предположение — это принцип, согласно которому, в отсутствие доказательств противного, мы считаем, что ребенок или взрослый с инвалидностью «может» что-то сделать, вместо того, чтобы по умолчанию считать, что он этого «не может».

К большому сожалению, проблема в том, что если мы придерживаемся принципа наименее опасного предположения или «презумпции компетентности», то это обяжет нас тратить больше времени, денег и энергии. Именно поэтому нам важно осознать, что в долгосрочной перспективе отказ от презумпции компетентности обойдется нам дороже, чем наименее опасное предположение.

Давайте возьмем в качестве примера ребенка в возрасте десяти лет, который может двигать лишь глазами и языком, общается с помощью стонов и других вокализаций, спит почти весь учебный день в школе, и у него дома не говорят по-английски. Несмотря на сложности с оценкой его реальных способностей было сделано предположение, что он функционирует на «уровне шести месяцев». И хотя вполне возможно, что у этого мальчика есть очень серьезная задержка психического развития, так же может оказаться, что у него нет задержки. Если мы отказываемся предполагать тяжелую когнитивную инвалидность, то мы начинаем развивать отношения с этим ребенком, создаем базу для доверия, отвечаем на его движения глазами, языком и вокализации так, как будто они являются преднамеренными попытками общения, знакомим его с технологиями для альтернативной коммуникации. Мы можем обнаружить, что психическое развитие этого ребенка на самом деле ничем не отличается от сверстников.

Это не выдумка, а совершенно реальная история, когда действительно оказалось, что у мальчика не было задержки психического развития. Остается только гадать, сколько еще таких людей, которые могут гораздо больше, чем предполагают окружающие. Даже если бы оказалось, что развитие этого мальчика на три, шесть или 24 месяца выше, чем предполагало его первичное тестирование, то это все равно было бы триумфом «наименее опасного предположения». Ребенок получил бы дар, который создает презумпция компетентности. И это чудесный дар.

Так что же мы можем сделать, чтобы жить согласно наименее опасному предположению и помочь нашим ученикам обрести дар презумпции компетентности? Вот некоторые способы:

Сосредоточьтесь на том, кем ваши ученики становятся, а не на том, что они делают.

— Это процесс, а не результат.

— В каждом взаимодействии возможно внезапное откровение.

Предполагайте преднамеренную коммуникацию.

— Потому что даже если вы ошибетесь в своем предположении, вы будете учить коммуникации, отвечая так, как если бы действие было преднамеренным (чистой воды применение поведенческого анализа).

Отмечайте сильные стороны.

— Что они могут делать.

— Как вы можете развивать то, что они могут делать.

— Как вы можете лучше понять, почему они что-то делают, исходя из презумпции компетентности.

Ждите. А потом подождите еще.

— Терпение — залог успеха (давайте ученику время на обработку информации).

— Постоянное понукание никому не поможет открыть новые способности.

Пытайтесь отыскивать новые возможности.

— Внимательно думайте о ваших учениках и о том, как именно можно добиться с ними успеха.

— Воспринимайте тестирование и разработку учебного плана как возможность лучше понять человека и поделиться этим пониманием с другими людьми.

Пользуйтесь подходящими рабочими инструментами.

— Знакомьте учеников с разными вспомогательными технологиями.

— Учите их вспомогательным технологиям.

— Всегда работайте над переходом на следующий уровень по применению вспомогательных технологий (не удовлетворяйтесь причиной и следствием, продолжайте пробовать что-нибудь новое).

Игнорируйте критически и негативно настроенных людей, которые приписывают каждому ученику наименьший уровень понимания и утверждают, что презумпция компетентности — это лишь проекция ваших собственных желаний на ребенка.

— Вы не причините никакого вреда, сделав наименее опасное предположение.

— И вы даже можете изменить мир.

Никогда не сдавайтесь.

Не сдавайтесь, даже если все вокруг уже сдались.

Особенно если сдался сам ученик.

Ссылки:

Donnellan, Anne, (1984) «The Criterion of the Least Dangerous Assumption» Behavioral Disorders, v9 n2 p141-50 Feb 1984.

Rossetti, Zach and Tashie, Carol (2002) «Outing the prejudice: Making the least dangerous assumption.» The Communicator: Newsletter of the Autism National Committee, 2002.

Share to Facebook
Share to LiveJournal