18.02.15

Вопрос-ответ. Что такое обучение вокальной имитации?

Коррекционный педагог о подходе по обучению детей с аутизмом звукопроизношению

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

vocal-imitation

 

Программа вокальной имитации — это хороший способ развить звукопроизношение! Она идеально подходит для учеников с очень ограниченными вокальными навыками, которые, однако, могут издавать некоторые звуки и имитировать их. Прежде чем начать такую программу вы должны определить один или два звука, которые ребенок может успешно выговорить, а затем определить два или три звука, произношению которых вы хотите обучать. Эти звуки должны быть частью слов, которым вы хотите обучить ребенка, и которые он действительно будет употреблять в течение дня. Например, если я хочу, чтобы ребенок просил мыльные пузыри, очень ценный для него предмет, я могу обучать ребенка слогу «пу» в качестве звукового соответствия.

Как только вы определили первые приближенные соответствия для слов, вы должны определить поощрения за их имитацию!

В начале настоятельно рекомендуется включить звуковые соответствия, которые ребенок может легко воспроизвести без какого-либо обучения. Так вы гарантируете, что он получит награду в любом случае!

Поскольку мы учим новым навыкам, нам обязательно нужно выбрать очень важные для ребенка предметы в качестве награды за верную имитацию. В то же время, важно, чтобы это были предметы/занятия, которыми ребенок будет наслаждаться совсем недолго, и вы могли бы перейти к следующей попытке. Я как-то использовала мини-зефир как отличное пищевое поощрение в программе вокальной имитации (но это подходит лишь для ребенка, который обожает зефир!). Плюс в том, что его можно съесть очень быстро, каждый кусочек очень вкусный, и ребенок не съест слишком много за одно занятие. Кроме того, его не приходится возвращать обратно!

После того, как вы определили поощрения для ребенка, можно приступать к программе! Давайте рассмотрим пример такой программы, по которой мы работали с Джонни.

В этой конкретной программе мы начали с звуковых соответствий, которые уже удавались Джонни (например, «ба»), и тех, которые были для него новыми (например, «т» и «х»).

Мы определили, что он отдавал предпочтение мини-зефиру в качестве поощрения (по результатам тестирования предпочтений для Джонни), подготовили описание программы и лист для сбора данных. Затем Джонни сел напротив инструктора, который смоделировал для него первое приблизительное соответствие (которое он уже мог произнести) — «ба». Как только Джонни говорил «ба», он получал зефир в качестве награды и какую-нибудь похвалу, например, «Отлично, Джонни!» Затем моделировался следующий слог.

В данной конкретной программе во время одной сессии предоставлялось пять возможностей сымитировать каждый звук (всего 20 возможностей для четырех звуков). Специальный лист для сбора данных позволял инструктору отмечать правильные (+) и неправильные (-) ответы для каждого звука, а также общее количество правильных ответов (обведены кружком). Вот пример такого листа:

 

image008

 

На протяжении всей программы для каждого звука рисовался график прогресса Джонни. Ниже приводится пример такого графика для звука «т».

 

image009-300x183

 

Я настоятельно рекомендую отмечать данные по имитации каждого звука, чтобы вы могли следить за тем, каким был прогресс ученика во время занятия. Как только он освоит первый набор звуковых соответствий, вы можете добавить новые звуки, перемешать их с уже освоенными и так далее, наблюдая за тем, как ребенок учится все больше и больше.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal