27.04.14

Вопрос-ответ. Что может помочь сотруднику с аутизмом адаптироваться на рабочем месте?

Рекомендации Сети адаптаций на рабочем месте, которая консультирует организации по созданию условий для работы людей с различными видами инвалидности

Источник: Job Accommodation Network

 

autism-accomodation

Сотрудники лаборатории одной из американских клиник, шестеро из них являются аутистами

 

Ниже перечислен список возможных проблем человека с расстройством аутистического спектра (РАС) на рабочем месте и варианты разумных адаптаций со стороны самого сотрудника или его руководства, которые могут эти проблемы решить. Надо заметить, что хотя большинство людей с РАС испытывают хотя бы некоторые из нижеперечисленных проблем, вряд ли можно найти человека, у которого есть они все. Это просто далеко не полный перечень примеров адаптаций, которые могут помочь такому сотруднику, но в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Вопросы, на которые необходимо ответить

1. Какие ограничения испытывает сотрудник с РАС?

2. Как эти ограничения влияют на выполнение работы?

3. Какие конкретные рабочие задачи становятся проблематичными в результате этих ограничений?

4. Какие возможные адаптации могут уменьшить или полностью искоренить эти проблемы? Использованы ли все возможные ресурсы для определения таких адаптаций?

5. Есть ли у сотрудника с аутизмом собственные предложения по возможным решениям проблем?

6. Как только были внедрены адаптации на рабочем месте, нужно ли провести встречу с сотрудником с аутизмом, чтобы оценить эффективность этих адаптаций и определить, нужны ли дополнительные меры?

7. Нужно ли провести краткий семинар для руководящего персонала и других сотрудников на понимание расстройств аутистического спектра?

Возможные идеи для адаптаций

Речь/коммуникация

Люди с РАС могут испытывать трудности при общении с коллегами и руководителями.

— Заранее предоставляйте список тем, которые будут обсуждаться на рабочих встречах, чтобы облегчить коммуникацию.

— Заранее уведомляйте о дате рабочих встреч, когда сотруднику нужно будет говорить, чтобы уменьшить или предотвратить возможную тревожность.

— Позвольте сотруднику предоставить письменный ответ вместо устного.

— Позвольте сотруднику придти на рабочую встречу с другом или коллегой, чтобы уменьшить или предотвратить возможные страхи.

— Позвольте сотруднику приходить со своим представителем на встречи по оценке работы или дисциплинарные собрания.

Управление временем

Люди с РАС могут испытывать сложности в управлением временем. Эти ограничения могут повлиять на их способность вовремя выполнять рабочие задачи. Им также может быть сложно подготовиться или начать выполнение рабочих задач.

— Разделяйте крупные задачи на несколько небольших шагов.

— После постановки задачи установите таймер, который сработает после окончания отведенного на нее времени.

— Предоставьте письменный список задач или последовательности действий для самопроверки..

— Научите сотрудника эффективно пользоваться карманным или компьютерным органайзером.

— Используйте настенный календарь, где отмечены сроки сдачи работы.

Атипичные движения тела

Люди с РАС могут проявлять атипичные движения тела, например, ерзать или постоянно держать что-то в руках. Атипичные движения иногда называют самостимулирующим поведением или «стиммингом». Такие движения часто помогают человеку с аутизмом успокоиться, способствуют концентрации внимания на работе, но при этом они могут вызвать обеспокоенность у других сотрудников.

— Предоставьте возможность коротких перерывов по расписанию, когда сотрудник с аутизмом может заняться любой физической активностью.

— Позвольте сотруднику держать на рабочем столе или носить в руках мячик или другой похожий предмет для сенсорной стимуляции или самоуспокоения.

— Позвольте сотруднику работать из дома.

— Запланируйте периодические короткие перерывы вне рабочего места.

— Обсудите с сотрудником правила поведения на рабочем месте.

— Предоставьте удаленное рабочее место, где у сотрудника будет пространство для движений, но эти движения не будут беспокоить окружающих.

Структура компании, правила поведения на рабочем месте и дисциплина

У людей с РАС могут возникнуть сложности с пониманием абстрактных концепций, таких как корпоративная структура, иерархия ответственности, правила отчетности и других структурных элементов рабочего места.

— Объясните сотруднику корпоративную структуру, используя визуальные подсказки и четкие описания структуры должностей и отчетности. Не предполагайте, что сотрудник поймет корпоративную структуру, просто просмотрев штатное расписание.

— Обсудите с сотрудником принятые правила поведения на рабочем месте.

— Адаптируйте подход к руководству, чтобы лучше подготовить сотрудника к обратной связи по его работе, дисциплинарным действиям и другой рабочей коммуникации.

— Приводите конкретные примеры ожидаемого поведения на рабочем месте.

— Приводите конкретные примеры для объяснения последствий за нарушение правил компании.

— Используйте программу ориентации новых сотрудников на рабочем месте, если такая служба существует в компании.

Управление стрессом

Люди с РАС могут испытывать сложности при управлении стрессом на рабочем месте. Ситуации, вызывающие стресс, могут зависеть от особенностей конкретного человека, но, чаще всего, они связаны с такими типичными источниками стресса как высокая нагрузка, нереалистичные сроки выполнения задач, приближение сроков сдачи работы или конфликтами между сотрудниками.

— Часто хвалите сотрудника и поощряйте хорошо сделанную работу.

— Направьте сотрудника в службу психологической поддержки, если она является доступной возможностью.

— Разрешите сотруднику делать личные звонки с рабочего места для получения эмоциональной поддержки.

— Разрешите присутствие служебного домашнего животного для снятия стресса.

— Внесите изменения в режим работы.

Концентрация внимания

Люди с РАС могут страдать от сниженной концентрации внимания и могут легко отвлекаться на посторонние факторы, такие как болтовня других сотрудников, перемещения других людей по офису и обычные звуки, такие как работа копировальной машины.

— Предоставьте сотруднику противошумные наушники для работы.

— Используйте в офисе шумопоглощающие перегородки.

— Предоставьте устройство для белого шума.

— Выделите сотруднику с аутизмом рабочее место, наиболее удаленное от источников шума.

— Модернизируйте рабочее место таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие шумы.

— Для уменьшения зрительных раздражителей установите перегородки между рабочими местами.

— Уменьшите количество посторонних предметов в рабочем пространстве.

— Модернизируйте рабочее место для минимизации зрительных раздражителей.

— Выделите сотруднику рабочее место, наиболее удаленное от зрительных раздражителей.

— Если человека сильно беспокоят тактильные раздражители, попросите других сотрудников избегать неожиданных физических контактов, например, не подходить сзади и не прикасаться к нему, чтобы привлечь внимание.

Организация и определение приоритетов

Людям с РАС может быть трудно оставаться организованными и определять приоритеты на работе. Сотруднику может понадобиться помощь в подготовке к такому сложному поведению как планирование, постановка целей и выполнение задачи.

— Используйте систему цветовых кодов для папок, проектов или отдельных дел.

— Используйте таблицу на неделю, в которой будут указаны дела на каждый день.

— Используйте органайзеры на рабочем месте.

— Используйте наставника на рабочем месте для обучения/поощрения навыков самоорганизации.

— Попросите другого сотрудника выступить в роли наставника и помочь сотруднику с РАС.

— Позвольте непосредственному руководителю сотрудника самому расставлять приоритеты для поставленных задач.

— Поручайте сотруднику новый проект, только когда старый проект сдан.

— Предоставьте «шпаргалку» со списком самых приоритетных дел, проектов, людей и так далее.

Социальные навыки

Люди с РАС могут испытывать трудности в обычных социальных ситуациях на рабочем месте. Это может проявляться в перебивании других людей во время работы или разговора, трудностях с восприятием информации на слух, недостаточном контакте глазами во время общения или трудностях в интерпретации обычного языка тела или невербальных сигналов. Это может повлиять на способность человека придерживаться принятых правил поведения, эффективную работу с руководством или взаимодействие с коллегами и клиентами.

Социальные навыки на работе

— Предоставьте наставника на рабочем месте для понимания сложных социальных ситуаций.

— Предоставляйте конкретные примеры приемлемого поведения и возможных последствий для всех сотрудников.

— Признавайте и награждайте приемлемое социальное поведение, чтобы закрепить его.

— Обсудите с сотрудником правила поведения на рабочем месте, чтобы избежать возможных инцидентов.

— Используйте видео, демонстрирующие желательное поведение на рабочем месте.

— Поощряйте желательные социальные навыки у всех сотрудников.

— Проиграйте желательное социальное поведение на рабочем месте по ролям, чтобы помочь сотруднику его усвоить.

Эффективная работа с непосредственным руководителем

— Предоставляйте сотруднику список дел на день и ежедневную обратную связь по его работе.

— Применяйте положительное поощрение.

— Сообщайте сотруднику, в каких областях ему нужно улучшить свою работу, придерживаясь справедливой и последовательной манеры общения.

— Четко формулируйте свои ожидания и возможные последствия за несоответствие этим ожиданиям.

— Помогайте сотруднику расставлять приоритеты в выполнении задач.

— Поручайте задачи устно или письменно, в зависимости от особенностей восприятии сотрудника (например, используйте письменные списки дел).

— Поручайте новые задачи последовательным и предсказуемым образом.

— Определяйте для сотрудника долгосрочные и краткосрочные цели.

— Модифицируйте стиль проведения встреч с сотрудником, ведения бесед или решения вопросов дисциплины.

Взаимодействие с коллегами

— Проведите тренинг с сотрудниками на понимание различных видов инвалидности.

— Позвольте сотруднику работать из дома, когда это возможно.

— Помогите сотруднику «освоиться», назначив ему наставника из числа коллег.

— Не требуйте обязательного посещения чисто социальных мероприятий для сотрудников.

— Позвольте сотруднику перевестись в другую группу или отдел при необходимости.

— Поощряйте всех сотрудников минимизировать посторонние разговоры или не вести их в рабочих помещениях.

— Создайте возможность дистанционной работы и общения с коллегами для сотрудника, если это возможно.

— Разрешите использование альтернативной коммуникации для обсуждения рабочих вопросов, в частности, с помощью электронной почты, чата или SMS.

Память

Люди с РАС могут испытывать проблемы с памятью, которые могут повлиять на их способность выполнять рабочие задачи, помнить о важных поручениях или вспоминать обязанности на сегодняшний день. Они также могут испытывать трудности в запоминании и распознавании человеческих лиц.

— Предоставляйте инструкции в письменном виде.

— Разрешите брать дополнительное время на обучение новым задачам.

— Предоставляйте сотруднику устные подсказки.

— Используйте письменные описания для сложных задач (например, как закрыть помещение, войти в систему и так далее).

— Предоставляйте подсказки в виде изображений.

— Используйте записки и стикеры для напоминания о важных задачах и датах.

— Храните важную информацию, такую как пароли, на бумаге и в безопасном месте.

— Позвольте сотруднику пользоваться диктофоном для записи устных инструкций и на рабочих встречах.

— Предоставьте сотруднику список его коллег с фотографиями или используйте наклейки с именами на кабинетах и перегородках, чтобы помочь сотруднику не забыть имена и лица коллег.

— Поощряйте сотрудника задавать (или присылать по электронной почте) вопросы, связанные с работой.

Сенсорные проблемы

Люди с РАС могут испытывать сложности с сенсорным восприятием, они могут быть слишком чувствительны к прикосновениям, освещению, звукам или запахам на рабочем месте.

Чувствительность к запахам

— Тщательно проветривайте помещение.

— Прекратите использование парфюмированных средств.

— Используйте средства без запаха для уборки.

— Обеспечьте комнаты встреч и отдыха без посторонних запахов.

— Модифицируйте расположение рабочего места сотрудника при необходимости.

— Модифицируйте его время работы.

— Разрешите короткие перерывы для пребывания на свежем воздухе.

— Используйте систему кондиционирования воздуха.

— Введите ограничения на использование духов на рабочем месте.

— Разрешите дистанционную работу, если это возможно.

Чувствительность к флуоресцентному освещению

— Переместите рабочее место сотрудника туда, где он сможет легче адаптироваться к освещению.

— Измените систему освещения на другую.

— Разрешите дистанционную работу.

Чувствительность к шуму

— Переместите рабочее место сотрудника в более тихое место или туда, где рядом не будут ходить другие сотрудники.

— Расположите рабочее место сотрудника подальше от оборудования, офисной техники и других источников шума.

— Используйте устройство для генерации звуков природы, чтобы замаскировать отвлекающие звуки.

— Предложите противошумные наушники.

— Используйте шумопоглощающие перегородки.

— Поощряйте других сотрудников сводить к минимуму посторонние разговоры.

— Разрешите удаленную работу.

Многозадачность

Люди с РАС могут испытывать сложности с выполнением разных задач одновременно. Эти трудности могут возникнуть независимо от схожести задач, их простоты или сложности или частоты их выполнения.

— Сделайте список задач, которые выполняются одновременно.

— Разделяйте задачи так, чтобы в один момент времени выполнялась только одна из них.

— Используйте нумерацию или цветовую кодировку, чтобы обозначать последовательность или предпочтительный порядок выполнения задач.

— Предоставьте индивидуальное обучение сотруднику по техникам многозадачной работы (например, как печатать на компьютере и одновременно говорить по телефону).

— Определите задачи, которые нужно выполнять одновременно, и задачи, которые можно делать по отдельности.

— Предоставляйте сотруднику конкретную обратную связь по тому, в каких аспектах ему нужно поработать над собой.

— Уменьшите число отвлекающих факторов на рабочем месте.

— Обеспечьте сотрудника подходящим оборудованием для многозадачной работы, например, рабочим местом, освещением, офисными принадлежностями.

— Объясните принятые стандарты продуктивности, например, время выполнения тех или иных задач, и ожидаемый уровень аккуратности.

Ситуации и возможные решения

Сотрудница с РАС работает в крупной маркетинговой компании. Хотя она очень компетентна в своей области, ей трудно участвовать в рабочих мероприятиях со своей командой. Сеть адаптаций на рабочем месте предложила реструктуризацию, которая позволила ей работать независимо, предоставляя своей команде информацию в электронной форме. Это предоставило сотруднице комфортную для нее дистанцию и одновременно обеспечило ее команду необходимой информацией для маркетинговых кампаний.

Новый сотрудник в ресторане фаст-фуда имеет РАС. Он быстро и эффективно справлялся с рабочими задачами, но ничего не делал, пока ему не скажут, какую задачу выполнить. Менеджер жаловался, что сотрудник «просто стоит» со «скучающим видом». Сеть адаптаций на рабочем месте предложила использовать наставника по работе, чтобы научить сотрудника тому, чем он может заняться, когда у него нет прямых указаний. Сеть также предложила обучающее видео по социальным навыкам на рабочем месте.

Соискатель с РАС претендует на должность научного работника в химической компании. У него проблемы с устной коммуникацией, хотя он может общаться в письменной форме или по электронной почте. Сотрудник хотел, чтобы ему предоставили адаптации во время первой стадии собеседования, которая включала ответы на вопросы от комитета из трех человек. Сеть адаптаций на рабочем месте предложила прислать ему вопросы для собеседования заранее и разрешить соискателю ответить на них в письменной форме.

Профессору с РАС трудно дается работа в приемные часы, так как неожиданные обращения студентов за консультациями вызывают у него сильную тревожность. Сеть адаптаций на рабочем месте предложила модифицировать режим работы, например, уменьшить количество приемных дней, но увеличить количество часов такой работы за один день. Сеть также предложила попросить студентов по возможности обращаться к профессору по электронной почте, телефону или программе для чата или договариваться о встрече хотя бы за день. Кроме того, Сеть предложила документировать консультации каждого студента, чтобы уменьшить тревожность профессора и помочь ему не забывать, о чем шла речь во время предыдущих встреч.

Share to Facebook
Share to LiveJournal