07.12.14

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с синдромом Аспергера не выполняет домашние задания?

Двадцать пять советов родителям, чьи дети отказываются делать уроки

Источник: My Aspergers Child

 

homeworkdefiant

 

Не существует двух одинаковых детей, так что нет и универсальных решений проблемы. Мамы и папы должны опираться на свои знания о ребенке, чтобы определить наилучший подход. Очень часто приходится попробовать разные рекомендации, прежде чем будет найдено оптимальное решение. Однако какие бы шаги не предпринимали родители, чтобы заставить своего «аспи» сделать уроки, есть несколько пунктов, о которых всегда следует помнить:

1. Будьте готовы помочь. Не нужно сидеть рядом с ребенком каждый раз, когда он делает уроки, но важно быть неподалеку на тот случай, если ему понадобится помощь. Если ребенку придется искать вас, чтобы попросить о помощи, то это отвлечет его внимание от задания, и он может переключиться на что-то постороннее в доме. Вам не нужно тратить лишнее время, чтобы вернуть его к прерванной работе. Если он жалуется на уроки, просто игнорируйте его. Вы знаете, что уроки нужно сделать, и он тоже это знает. Постоянно возвращайте его внимание к работе. Используйте такие фразы как: «Покажи мне, как ты это делаешь», после чего зачитайте вопрос вслух. Прочтение вопроса вслух, в то время как ребенок сидит за рабочим столом, поможет ему сосредоточиться. Когда будете читать вопрос, то указывайте на каждое слово вопроса в учебнике. Это поможет ребенку сосредоточиться на странице. Проявляйте живой интерес к тому, что делает ребенок. Ваш интерес покажет ребенку, что его работа важна.

2. Будьте спокойными. Очень часто мамы и папы начинают раздражаться на ребенка, который отказывается делать домашние задания, и это лишь усугубляет ситуацию. Всегда лучше сохранять спокойствие, а если вы слишком расстроены, то можно уйти и попросить другого члена семьи занять ваше место. Или можно разделить обязанности, например, мама помогает работать над английским и обществоведением, а папа над математикой и физикой. Таким образом, в глазах ребенка в навязывании уроков будет «виноват» не только один человек. Кроме того, трудности ребенка с домашними заданиями могут быть связаны с тем, что он пытается добиться совершенства, но у него не получается. Будет лучше, если вы покажете ему, что в ошибках нет ничего страшного, и это нормально совершать их время от времени. Не надо зацикливаться на совершенстве.

3. Будьте гибкими. Когда ребенок с синдромом Аспергера приходит домой из школы, не надо сразу набрасываться на него и усаживать за уроки. Дайте ему несколько минут, чтобы прийти в себя, перекусить и расслабиться. Постарайтесь, чтобы ребенок делал домашние задания в одно и то же время каждый день. Если вы решили, что это будет время после ужина, то каждый вечер после ужина у ребенка должно быть время на домашнюю работу. Если по какой-то причине привычное расписание изменилось, убедитесь, что ребенок заранее знает об этом изменении и его причинах.

4. Будьте твердыми. Мамы и папы порою уступают ребенку, который не хочет делать уроки. Может возникнуть желание просто сдаться. Не забывайте, что если ребенок победит и не сделает домашние задания, то это приведет к ощутимым потерям в будущем. Угрожают ли один раз не сделанные уроки всему образованию ребенка? Нет, но с течением времени ребенок будет пропускать все больше возможностей для обучения, и в результате он отстанет от своих одноклассников. По мере взросления ребенка на кону будет стоять больше, чем одна оценка, но его жизненный опыт будет говорить о том, что избегание работы вознаграждается. В будущем такое поведение может участиться и усилиться.

5. Проясняйте ожидания. Сядьте рядом со своим ребенком с синдромом Аспергера и убедитесь, что он понимает, чего именно от него ожидает учитель, а также что у него есть необходимые навыки для выполнения задания. Домашняя работа предназначена для закрепления тех навыков, которые дети осваивают в классе. Однако многим детям с синдромом Аспергера трудно учиться в обстановке школьного класса, поэтому за отказом делать задания может стоять непонимание того, что нужно делать. Попросите ребенка объяснить вам домашнее задание, и если он окажется не в состоянии это сделать, то велика вероятность, что он сам этого не понимает. В этом случае очень важно заново научить его нужному навыку или обратиться за разъяснениями к учителю.

6. Не спорьте и не угрожайте. Если вы начинаете спорить с ребенком, то вы уже проиграли. Угрозы вам не помогут. Дети прекрасно понимают, когда за вашими угрозами ничего не стоит.

7. Установите расписание для выполнения уроков. Выделите определенное время для домашних заданий. Старайтесь, чтобы ребенок приступал к домашней работе по возможности всегда в одно и то же время. Некоторым родителям кажется, что детям лучше приступить к урокам сразу же по приходу домой. Однако некоторым детям нужно поиграть, расслабиться и собраться с силами после стрессов учебы в школе. Выберите время, которое подходит вашему распорядку дня и потребностям ребенка. Кроме того очень важно установить время, когда домашняя работа будет прекращаться. Добавьте таймер к учебным принадлежностям вашего ребенка дома, и он будет знать, что как только таймер сработает, работа будет завершена. Дети очень редко могут выдержать больше одного часа домашней работы, но если выделить меньше получаса, то ребенок вряд ли успеет сделать достаточно. Учитывайте возраст ребенка, его особенности и то, насколько легко у него возникает перегрузка. Поначалу вам может показаться, что такая система не очень эффективна. Однако со временем ваш ребенок может прийти к выводу, что домашняя работа — это неизбежная часть любого вечера, и тогда он начнет выполнять ее гораздо охотнее.

8. Установите время и место. Для детей с синдромом Аспергера очень важна рутина. Домашние задания должны стать такой же рутиной, как время сна или умывание. Лучше всего начинать домашнюю работу пораньше, потому что ближе ко сну ребенок устанет, и задания вызовут у него больше протестов. Если уроки станут постоянной частью ежедневной рутины, то дети будут знать, что с этим ничего не поделать.

9. Установите систему наград. Если ребенку нужно сделать несколько страниц в рабочих тетрадях или одну страницу по каждому предмету, и общий объем заданий вызывает у ребенка стресс, то разделите домашнюю работу на части. Пусть ребенок сделает одну часть домашней работы, и тогда вы разрешите ему сделать короткий перерыв, во время которого можно заняться тем, что нравится ребенку и успокаивает его. В начале такого перерыва установите таймер и убедитесь, что ребенок понимает, как долго будет длиться перерыв.

10. Не сдавайтесь. Если ребенку придется отказаться от того, чего ему хочется, потому что он еще не закончил домашнюю работу, то это неприятный, но неизбежный жизненный опыт, с которым ему еще не раз придется столкнуться.

11. Избавьтесь от отвлекающих факторов. Убедитесь, что в комнате, где ребенок делает уроки, нет большого движения. Если вам приходится использовать комнату, где находятся другие люди, то поговорите со всеми членами семьи на тему того, что в течение этого времени в доме должно быть как можно более тихо. Скажите другим детям, если они пока не знают, что такое уроки, что в этот период к вам нельзя будет обращаться за исключением экстренных случаев. Объясните, что им нельзя находиться рядом, пока их брат или сестра делают уроки.

12. Сделайте работу видимой. Подумайте, как можно сделать прогресс ребенка в выполнении домашней работы наглядным. С детьми младшего возраста можно снимать по одной скрепке из цепочки или класть одну конфетку в банку за каждую выполненную часть домашней работы. С детьми старшего возраста вы можете вычеркивать сделанные задания из списка над столом. Когда предстоящие задания и сделанная работа становятся видимыми для ученика, это помогает ему чувствовать свою успешность.

13. Руководство нового человека. Иногда очень полезно пригласить нового человека, который сможет руководить ребенком во время выполнения домашних заданий. Многие ученики начинают показывать лучшие результаты, если родственник или репетитор время от времени делает уроки вместе с ними. Дети часто думают, что мамы и папы ничего не понимают, но когда кто-то еще говорит им то же самое, ребенок может лучше на это отреагировать. Кроме того, дети часто воспринимают негативное внимание со стороны родителей как желательное. Если же речь идет о постороннем человеке, с которым у ребенка нет эмоциональной связи, то это может изменить привычное поведение.

14. Никаких наград, пока уроки не сделаны. Типичная ошибка — позволить ученику «пять минут» посмотреть телевизор или поиграть в компьютерную игру, а потом уже садиться за уроки. Надо установить для ребенка правило, что любые удовольствия и развлечения возможны только после выполнения домашней работы. В противном случае ребенок будет протестовать и избегать выполнения уроков, чтобы продлить приятное занятие.

15. Предоставьте ребенку возможность принимать решения. Предложите ребенку принять решение о том, как делать уроки, например, что делать сначала — математику или чтение.

16. Хвалите. Как только ребенок завершил домашнее задание, похвалите его за отличную работу. Каждый раз обращайте внимание на то, что получилось у ребенка лучше всего. Если вы будете обращать внимание на хорошую работу ребенка, он все чаще будет работать хорошо.

17. Обеспечьте хорошую рабочую обстановку. Для некоторых детей с синдромом Аспергера основная проблема, мешающая делать уроки — неподходящая обстановка для работы. Дети хотят пить и есть, когда приходят из школы. Небольшой перекус, конечно, не будет лишним. Подумайте о том, может ли ребенок делать уроки на кухне, пока вы готовите ужин, чтобы у вас была возможность ответить на вопросы ребенка, но не стоять у него над душой. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был аккуратный и чистый рабочий стол и все необходимые принадлежности. Захламленный стол мешает работать многим детям. Подумайте о том, чтобы разрешить включать негромкую музыку или слушать плеер во время работы над уроками, так как это помогает некоторым детям сосредоточиться и делает работу приятнее. Возможно, вам придется поэкспериментировать, чтобы подобрать оптимальные условия для работы именно вашего ребенка.

18. Предоставляйте поощрение за хорошее поведение. Ваш ребенок должен понять, что избегать домашних заданий ему невыгодно, потому что усилия приносят ему награду. Поставьте две или три поведенческих цели для вашего ребенка по выполнению домашних заданий, представьте их в виде схемы, которая будет понятна ребенку. Например, если ребенок может кричать во время выполнения работы, вы можете написать в своей схеме «Говорить только спокойным голосом». Другими целями могут стать «оставаться за столом», «следовать инструкциям» или «читать задания вслух». Старайтесь сформулировать эти правила позитивно, дети плохо реагируют на фразы, которые начинаются с «не». Когда истечет время выполнения уроков, обсудите с ребенком его поведение. Если поведение соответствовало намеченной цели, то отметьте это в схеме, написав дату. Вы можете отмечать хорошее поведение во время выполнения уроков стикерами, звездочками или маркером определенного цвета. Когда ребенок соберет определенное количество отметок, то вы можете отметить это какой-то очень важной для него особой наградой.

19. Сформулируйте правила для домашней работы. Вы должны сформулировать основные правила для ребенка, например, никакого телевизора, компьютерных игр и других развлечений, пока не сделаны уроки.

20. Проявляйте интерес к работе ребенка. Домашняя работа не должна быть военными действиями. Сохраняйте позитивный настрой, хвалите и награждайте ребенка за работу и просматривайте то, что ребенок уже сделал. Искренний интерес к работе ребенка поможет создать позитивную атмосферу во время выполнения уроков, и ребенок не будет воспринимать их как неизбежное зло.

21. Отмечайте маленькие успехи. Поначалу, возможно, вам придется награждать ребенка за самые скромные успехи. Дробите задание на небольшие шаги и после каждого шага предлагайте маленький перерыв или перекус. Очень часто, если ребенок знает, что после небольшой работы будет перерыв, он начинает работать гораздо усерднее. Через какое-то время ребенок может сам захотеть делать больше перед перерывом. Поначалу вы можете предложить ребенку решить только одну задачу по математике или прочитать только одну страницу учебника. Когда перед ребенком стоят маленькие цели, он меньше беспокоится, так как требования кажутся ему вполне выполнимыми.

22. Обозначайте свои ожидания. Новые привычки формируются медленно, а от старых отказаться весьма непросто. Это касается и хороших привычек, и плохих. Вашему ребенку нужно время, чтобы сформировать новые хорошие привычки по выполнению домашних заданий, и ему может быть трудно преодолеть старые плохие привычки. Будьте спокойны и настойчивы и говорите ребенку, чего именно вы от него ждете, и тогда ребенок может решить, что воевать с вами просто не имеет смысла. Когда ребенок поймет, что чем быстрее он сделает все домашние задания, тем больше у него будет времени на более веселые занятия, хорошие привычки сформируются на удивление быстро.

23. Не выходите из себя. Когда вы начинаете злиться и теряете контроль над собой, вы просто закрепляете плохое поведение у ребенка. Он начинает контролировать вас, а не наоборот.

24. Сохраняйте позитивный настрой. Позитивный подход поможет вашему ребенку быть в хорошем настроении при выполнении домашней работы.

25. Сотрудничайте со школой. Можно поговорить с учителями ребенка и узнать, что они могут посоветовать. По мере возможности привлекайте самого ребенка к этим обсуждениям. Учителя и другие специалисты могут прояснить ожидания от его учебы. Так ребенок поймет, что у всех есть единое мнение по этому вопросу. Не надо относиться к специалистам как к противникам. Возможно, они смогут посмотреть на обучение ребенка более объективно, без эмоций.

Подводя итоги:

— Будьте доступны для помощи.

— Настаивайте на том, что домашние задания нужно делать в одно и то же время каждый день.

— Будьте терпеливы, когда ребенок делает одни и те же ошибки снова и снова. Возможно, его нужно научить использовать другой подход.

— Будьте реалистичны в отношении того, сколько времени должна занять домашняя работа. Помните, что все эти задания являются новыми для вашего ребенка, он только начинает накапливать знания и развивать способность к логическому мышлению.

— Заранее подготовьте все, что может понадобиться ребенку.

— Если у ребенка много заданий, спросите его, с чего он хочет начать. Это поможет ребенку почувствовать контроль над занятием, которое ему не нравится.

— Старайтесь, чтобы пока ребенок делает уроки, дома было как можно тише.

— Используйте систему наград.

Используя эти инструменты, родители могут помочь ребенку с синдромом Аспергера стать более самостоятельным при выполнении домашней работы, которая постепенно будет требовать все меньше и меньше вмешательства взрослых.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal