07.12.18

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом сопротивляется приучению к туалету?

Рекомендации родителям, чей ребенок боится и сопротивляется попыткам приучить его к туалету

Источник: Autism Speaks

 

 

Нашей дочери 6 лет, и у нее аутизм. Я пытаюсь приучить ее к туалету, но каждый раз, когда я пытаюсь отвести ее в ванную, она начинает капризничать и сопротивляться. Помогите!

На вопрос отвечают поведенческий аналитик, доктор Дэниель Мрузек и психолог Ангелес Нунес из медицинского центра Университета Рочестера, США.

Спасибо за ваш вопрос! Приучение к туалету может вызывать тревожность (или просто неприязнь) у любого ребенка, но оно может особенно сложно проходить у многих детей в спектре аутизма. Мы предлагаем ряд стратегий, которые могут помочь вашей дочери.

Исключение медицинских проблем

Если вы еще этого не делали, мы настоятельно рекомендуем поговорить с педиатром дочери про ее сопротивление к приучению к туалету. Очень важно убедиться, что это не связано с какими-либо медицинскими проблемами.

Кроме того, может ли быть, что сопротивление дочери связано с болезненными запорами? Это распространенная проблема среди детей с аутизмом. Если болезненное опорожнение кишечника влияет на проблему, то, пожалуйста, поговорите с врачом. (Также смотрите: «Как справиться с запорами у ребенка»).

Определение «почему» для поведения

Как только вы исключили возможные медицинские проблемы, такие как хронический запор, нужно рассмотреть, почему именно ваша дочь сопротивляется походам в ванную. Поведенческие аналитики называют этот процесс «функциональная оценка поведения», потому что мы пытаемся определить, какую функцию выполняет поведение, то есть, в чем состоит его цель.

Для начала мы смотрим на историю обучения человека – на предыдущий опыт, который мог сформировать нынешнее поведение.

В случае вашей дочери, можно предположить, что какие-то элементы, связанные с туалетом, показались ей неприятными. Для некоторых детей в спектре аутизма, это может включать слишком сильные или иначе неприятные сенсорные ощущения. Распространенный пример – громкий смыв в унитазе, ощущения от холодного и жесткого сидения или подвижность сидения, которая приводит к страху упасть в унитаз.

Вы знаете свою дочь лучше всех. Вы наблюдали какие-либо реакции, которые предполагают, что у нее могут быть сенсорные проблемы, связанное с туалетом?

Также дети с аутизмом часто расстраиваются, когда их отвлекают от привычного распорядка дня или любимого занятия. Мы работали с детьми в коррекционных классах, которые ненавидят походы в туалет, потому что боятся пропустить перекус или время за компьютером. Опять же, вы знаете свою дочь лучше всего. Это может представлять для нее трудность?

Возможно повторяющиеся, безуспешные походы в ванную просто кажутся вашей дочери пустой тратой времени, а потому раздражают. Это особенно верно, если она пока не пользовалась туалетом по назначению.

Наконец, важно проанализировать, возможно ли, что вы или кто-то еще невольно подкрепили сопротивление вашей дочери. Если ее проблемное поведение позволяет ей избежать походов в туалет (хотя бы время от времени), то это вознаграждает и усиливает поведение. То же самое относится к вашим попыткам уговорить, подкупить или просто махнуть на все рукой. Как родители и педагоги мы все через это проходили. Но в подобных ситуациях наши реакции могут привести к эскалации, а не к уменьшению проблемного поведения.

Подводя итоги, мы должны посмотреть на те аспекты приучения к туалету, которые могут не нравится вашей дочери, а также на ваши реакции на ее протесты, которые могут невольно усиливать ее поведение.

С помощью функциональной оценки мы можем разработать предположение, гипотезу, о том, что делать с «почему» проблемного поведения. Теперь мы можем разработать стратегии и поощрять функциональное, полезное поведение, которое поможет ей научиться пользоваться туалетом.

Два взаимодополняющих подхода

Мы рекомендуем комбинацию двух подходов.

– Во-первых, то, что мы называем «поддержкой с помощью антецедентов». Это стратегии, которые сделают опыт более терпимым, даже приятным для ребенка.

– Во-вторых, это то, что мы называем «формирование реакции». Как предполагает название, это значит поощрение того поведения, которое все ближе и ближе напоминает нужный навык.

Формирование реакции

Как родители и учителя, мы уже представляем конкретное поведение как цель для ребенка. Однако намного полезнее награждать ребенка за каждый маленький шаг в сторону нужного поведения.

В случае вашей дочери, возможно, лучше начать с того, чтобы попросить ее подойти к ванной и прикоснуться к двери или включить в ванной свет. Тихо и спокойно хвалите ее, пока она продолжает выполнять задачу – даже если она будет не до конца успешна. Может быть, стоит вознаграждать ее за усилия – любимой игрой, игрушкой или лакомством.

Практикуйтесь в этой упрощенной задаче в течение нескольких дней. После этого объясните дочери, что следующий шаг – зайти в ванную комнату. И снова, награждайте ее за каждый успех, даже за частичную попытку.

После того как этот шаг будет полностью освоен, вы можете попросить ее присесть ненадолго на закрытую крышку унитаза в одежде. Как можно больше хвалите и награждайте ее за этот шаг. Практикуйтесь в нем в течение нескольких дней, пока она не будет выполнять его с легкостью каждый раз.

И так очень постепенно, шаг за шагом продвигайтесь к тому, чтобы она села на сидение унитаза, приспустив белье – хотя бы на одну секунду.

Когда она без проблем сможет «правильно» садиться на унитаз, начинайте постепенно увеличивать время сидения на унитазе. В идеале, она должна без протестов сидеть на унитазе в течение нескольких минут – но не дольше пяти минут.

Главный принцип: начинайте с того уровня, который относительно комфортен для вашей дочери, и тут же награждайте и хвалите ее за любые попытки выполнить нынешний шаг в использовании туалета.

Если ваша дочь посещает психолога или поведенческого консультанта, то он может составить для нее подобную программу, с учетом ее индивидуальных особенностей. Такой подход обычно называется «систематическая десензитизация».

Улучшение опыта

В случае вашей дочери поддержка с помощью антецедентов может включать один или несколько следующих пунктов:

– Если она чувствует, что теряет опору на унитазе, то используйте подставку для ног у унитаза и/или мягкое и комфортное сидение для приучения к туалету.

– Поддерживайте в ванной тихую и спокойную обстановку. Это особенно важно в маленькой ванной или в ванной, где может быть эхо. Помните, напряжение мешает использовать туалет по назначению.

– Вы считаете, что ваша дочь боится, что пропустит какие-то веселые занятия, пока находится в ванной? Попробуйте заверить ее, что интересные занятия никуда не денутся. Многие дети с аутизмом хорошо реагируют на визуальные подсказки. Можно сделать карточки «НА ПАУЗЕ» или «В ОЖИДАНИИ» со смайликом, чтобы показать, что видео или игра будут ждать ее возвращения.

– Используйте визуальную поддержку, чтобы показать ей, что после визита в ванную комнату она тут же получит любимую игрушку или игру. Например, вы можете использовать для этого визуальную подсказку «Сейчас-потом». (Также смотрите: «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).

– По нашему опыту, многие дети с аутизмом легче воспринимают любое задание, если они понимают, когда оно закончится. Подумайте о том, чтобы составить для ребенка визуальное расписание с отдельными шагами для посещения туалета. В конце расписания обязательно должна быть картинка той награды, которую получит ребенок после посещения туалета. (Также смотрите: «Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом»).

– Когда девочка садится на унитаз, попробуйте устанавливать визуальный таймер, чтобы она могла наглядно представить, сколько еще времени нужно сидеть на унитазе. Дайте ей понять, что, когда время выйдет, она сможет вернуться к более интересным занятиям. По нашему опыту, время сидения на унитазе не должно быть больше 5 минут. После этого успех уже крайне маловероятен, а ситуация, скорее всего, превратится в спор с ребенком.

– Во время следования расписанию о посещении туалета мы рекомендуем говорить очень простые и прямые фразы. Например, «пора в туалет». Старайтесь улыбаться, говорить спокойным и позитивным тоном, сопровождать фразу простым жестом. Это лучше, чем долгие объяснения или уговоры.

Не подкрепляйте нежелательное поведение

Очень важно спокойно и мягко хвалить дочь за ее попытки в нужном направлении, но также важно не реагировать, если она начинает скандалить и сопротивляться. Помните, что негативное внимание, например, если вы ругаете, дразните, спорите или уговариваете ее, может невольно поощрять проблемное поведение.

Лучшая стратегия – спокойно игнорировать проблемное поведение, но при этом внимательно наблюдать за ней. Если ваше внимание в такие моменты подкрепляло ее поведение, то, когда вы начнете молчать и игнорировать его, нежелательное поведение может усилиться – это нормальная попытка вернуть вашу реакцию.

Наконец, обязательно предоставляйте очень много позитивного подкрепления за любой прогресс в нужном направлении, даже самый маленький. Помните, что поощрение нужного поведение должно предоставляться немедленно, без задержки. Улыбки, объятия, «дай пять», маленькие ощутимые награды – все это будет поощрять ее участие в обучении.

Также смотрите:

Семь советов по приучению к туалету невербальных детей с аутизмом

Если ребенок с аутизмом не пользуется туалетом вне дома

Если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом

Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal