24.07.16

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок отказывается прервать приятное занятие?

Пять рекомендаций поведенческого аналитика родителям

Автор: Лиан Пейдж / Leanne Page
Источник: bSci21.org

 

transition-help01

 

Мне нравится водить своего четырехлетнего сына в парк, игровые комнаты в супермаркете и другие подобные места. Однако последнее время он устраивает скандал каждый раз, когда нужно уходить. Он хочет играть весь день, и всю дорогу до машины он орет. Меня это так смущает, что хочется просто остаться с ним дома. Что мне с ним делать?

Я сама с этим сталкиваюсь то и дело. Мои малыши обожают игровую площадку рядом с нашим домом, но Боже мой, какое поведение там можно наблюдать! Переход от веселого (предпочитаемого) занятия к менее веселому всегда дается нелегко. Маленьким людям приходится трудно. Однако и жить с брыкающимся и кричащим маленьким человеком вам тоже не обязательно. Есть несколько способов, которые позволят вам продолжать развлекать ребенка, но избегать скандалов.

Давайте вернемся на шаг назад. Прежде чем вы попробуете какие-то из этих стратегий, вам нужно начать обучение ребенка замещающему поведению. Вы должны ответить на вопрос: что он должен делать ВМЕСТО того, чтобы устраивать скандал на публике? Держитесь очень простого определения этого поведения. Учите ребенка этому поведению и постоянно о нем говорите. «Когда придет время идти домой, мы спокойно пойдем к машине». Говорите это снова и снова до того, как вы приедете в парк.

Кроме того, до того как вы попробуете приведенные ниже стратегии, вы должны выбрать поощрение, которым вы наградите ребенка за замещающее поведение. «Когда придет время идти домой, мы хорошо и спокойно пойдем к машине. Когда ты спокойно придешь к машине, ты выберешь мультик, который будешь смотреть в дороге». Если вы хотите, чтобы какое-то поведение ребенка случалось чаще, вы должны его поощрять. Каждый раз. Без исключений.

Вы можете использовать так называемый язык «Сначала… потом…». «Сначала хорошо и спокойно идем к машине, потом ты выберешь, чем перекусить». Это называется принцип Премака. Это, наверное, моя любимая техника в прикладном анализе поведения, и, как мама, я постоянно ею пользуюсь. Будьте готовы часто слышать о ней.

Мы определили основы: учить замещающему поведению, предоставлять за него поощрение, и говорить об этом часто, просто и последовательно. Теперь мы можем перейти к стратегиям, которые облегчают переход от любимых занятий.

Какие стратегии можно попробовать:

Обратный отсчет, а потом пошли. Сделайте устное предупреждение за 10 минут, потом за 5 минут, потом за 3 минуты, потом за 1 минуту. В этом случае новость о том, что пора домой не свалится на ребенка как снег на голову. Всегда предупреждайте о том, что будет, заранее.

Установите таймер. В самом начале приятной деятельности установите таймер на своем телефоне. Скажите ребенку, что у него есть 35 минут, чтобы поиграть, и установите таймер на 35 минут. Посмотри на таймер, это он говорит, что пора идти, а вовсе не я. Не надо на меня злиться — это все таймер.

Распланируйте день/утро/вечер прежде чем выйти из дома. Сначала мы идем в магазин, затем в парк, а потом домой обедать. Таким образом, когда придет время уходить, вы можете поговорить о том, что будет потом. Не так тяжело оставить супервеселье, если потом ждет что-то довольно интересное. Например, это может быть обед или какое-то другое место, которое нравится ребенку. Если сразу после качелей нужно идти в продуктовый магазин, то это не те условия, которые позволят ребенку успешно справиться с переходом.

Попрактикуйтесь в переходе еще дома. Ведите себя так, как вы будете вести себя, когда придет время уходить с игровой площадки. Но вместо этого используйте менее сложные для ребенка ситуации, например, когда надо прекратить играть с игрушками и пойти собираться на улицу. Используйте точно такие же предложения «Сначала… потом…» и предоставляйте поощрение за хороший переход от приятного занятия к другому. Так ваш малыш привыкнет к формату «Сначала… потом…», и он будет понимать, что сейчас его ждет награда за то замещающее поведение, о котором так часто болтает мама. То есть, регулярно и последовательно объясняет.

Читайте истории про переход от приятного занятия. Напишите и проиллюстрируйте историю по сценарию «Сейчас… потом…». Регулярно читайте эту историю с ребенком. Вот пример такой истории, как видите, ничего сложного в ней нет:

Билли и мамочка любят ходить на игровую площадку. Лазить и кататься с горки очень весело. Когда пора идти домой, у мамочки в телефоне звенит звонок. Билли и мамочка хорошо и спокойно идут к машине вместе. Когда Билли хорошо идет к машине, он может выбрать себе вкусняшку! Это так весело!

Я не буду углубляться в тему социальных историй как таковых, это просто для общего сведения.

Убедитесь, что все взрослые в жизни ребенка ведут себя последовательно в соответствии с выбранным планом. Все должны ожидать одного и того же замещающего поведения, использовать одинаковый язык «Сначала… потом…» и применять поощрение.

Также смотрите:

Восемнадцать способов облегчить смену занятия или места для ребенка с РАС

Что делать, если ребенок с аутизмом «застревает» на электронных устройствах

Как улучшить поведение ребенка: пять советов

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal