13.11.13

Вопрос-ответ. Аутизм и печать вместо устной коммуникации

Девочка-подросток и взрослая женщина с аутизмом беседуют о значении письменной коммуникации в жизни людей с аутизмом

Автор: Хлои Ротчайлд / Chloe Rothschild
Источник: Special-ism

 

Typing

 

Коммуникация трудна для многих людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Даже вербальные люди с аутизмом могут использовать проблемы с коммуникацией. Очень важно помнить, что коммуникация не сводится просто к способности говорить. Я сама очень вербальна, и мне нравится говорить с другими людьми при любом удобном случае. В то же время, даже у меня есть трудности с коммуникацией. Я знаю, что это может многих удивить, потому что я так хорошо использую устную речь для общения. Большинство людей даже не заметят, что у меня проблемы с коммуникацией. Тем не менее, практически все темы, на которые я говорю устно, очень просты: мои специальные интересы, текущие события, семья, животные, рассказы о прошлом и так далее. Говорить о том, что я думаю или чувствую сейчас, мне крайне сложно.

Коммуникация с помощью печати

За последние годы я открыла, что у меня талант к печати и письменной коммуникации. Когда я печатаю, то я могу рассказать, что я чувствую, и о чем думаю. Моя проблема в том, что люди ожидают, что я буду способна общаться без проблем, потому что я очень вербальна. Я беспокоюсь, что обо мне подумают, если я вдруг достану свой Ipad, который помогает мне в коммуникации, несмотря на то, что я могу говорить. Однако несколько месяцев назад я осознала, что я должна общаться таким способом, который наиболее эффективен для меня.

— Я предпочитаю общаться с другими людьми по электронной почте или в чате Фейсбука. Это самый простой для меня способ коммуникации, потому что он более визуален, и при этом не нужно беспокоиться о контакте глазами или восприятии языка тела, он вызывает у меня меньше перегрузки.

— Мы с моей мамой всегда болтаем по Фейсбуку, даже если мы обе дома, потому что для меня это самый простой способ коммуникации.

Очень важно, чтобы вы позволили человеку с аутизмом общаться таким образом, который для него наиболее комфортен. Однако не менее важно предоставить ему поддержку, помогая практиковать те способы или условия коммуникации, которые находятся вне его зоны комфорта.

Я взяла интервью у Сондры Уильямс. Сондра — взрослая женщина, живущая с аутизмом, из штата Огайо.

Какой для вас самый простой способ коммуникации?

Самый простой для меня способ коммуникации — это печать на клавиатуре компьютера или использование моего планшета Ipad для печати в программе, синтезирующей голос… для меня это настоящее освобождение — быть способной напечатать свои мысли, не затрачивая огромные усилия на то, чтобы перевести их в слова.

Почему, как вы думаете, вам тяжелее общаться устно?

Разговаривать или пользоваться устной речью гораздо сложнее, потому что приходится участвовать в сиюминутности слов… язык становится слишком быстрым и раздробленным. Мне нужно анализировать звуки слов, фильтровать движения другого человека, его язык тела, запахи и другую сенсорную информацию, которая мешает мне услышать другого человека и своевременно ответить. Если во время разговора речь не идет об одном из моих интересов, мне трудно отфильтровать постороннюю информацию и адаптироваться, но у меня сформировано множество готовых сценариев, которые хранятся в моей метафорической папке, и я могу автоматически открыть нужный сценарий в ответ на кодовое слово.

Разговоры часто включают быстрое переключение на речь по очереди, а я не могу считать или найти подсказки, чтобы понять, когда мне лучше говорить, а когда молчать.

Какой один совет по коммуникации вы могли бы дать родителям и педагогам ребенка с РАС?

Я бы рекомендовала родителям и специалистам наблюдать и следить за сигналами и подсказками о том, в какие моменты человек уже пытается общаться, и какие навыки у него уже есть для перевода их в модель коммуникации, которая соответствует его уровню способностей. По мере того, как он освоит одну модель, нужно переходить к более сложным методам коммуникации, например, печати для синтезатора речи. Можно подкреплять коммуникацию, если у вас будет любимое лакомство или предмет ребенка, и вы будете поощрять его сообщить, тем или иным способом, что он хочет. «Что ты хочешь? Покажи мне». Например, научите его просить печенье жестом… потом переходите на фразу «Я хочу печенье»… награждайте его за то, что он напечатает эту просьбу. Когда ребенок полностью освоит просьбы, то учите его новым концепциям языка — комментирование, ответы на вопросы, все это тоже нужно подкреплять, постепенно уменьшая поощрения, нужно выбрать те поощрения, которые будут мотивировать ребенка открыть свой собственный голос, обрести его с помощью печати.